Мы не всегда можем создать будущее для наших детей, но мы можем создать нашу молодежь для будущего.
Франклин Д. Рузвельт

И каково мне слушать их хваленья,
Когда и я виной их умерщвленья,
И сам отраву тысячам давал.
"Фауст". И.-В. Гете

Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки...
Евангелие от Иоанна

   Согласно бюллетеню Французского института демографических исследований, с момента появления первого человека на Земле уже жило и умерло около 80 миллиардов человек.

   Итак, вначале все мы были ДЕТЬМИ. А уж потом попревращались в правых, левых и в неправых, в протестантов и католиков, в физиков и лириков, в меньшинства и большинства... Учитывая, что не все умирают стариками, и что не все становятся взрослыми, (и даже подростками!) но все  ОБЯЗАТЕЛЬНО БЫЛИ ДЕТЬМИ, следует признать, что наша планета была, есть и будет, де-факто, местом обитания именно детей, а не взрослых. Взрослых, большинство из которых забыли о своем детстве, и утратили здоровую детскую мораль.

    "Детей и детства в мире и в жизни много, очень много. Только погруженные в свою борьбу и в свои заботы, мы их не замечаем, как не замечали раньше женщину, крестьянина, закабаленные классы и народы. Мы устроились так, чтобы дети нам как можно меньше мешали и как можно меньше догадывались, что мы на самом деле собой представляем, и что мы на самом деле делаем". (Я. Корчак)

    Мы, цивилизация взрослых, отнеслись к детям, как Кортес к индейцам, объявив их низшими существами. Неведомо их прошлое, деформировано настоящее, под угрозой будущее. Разрушена их культура. Ведь незадокументированы детские сны, устное творчество, переписка, дневники, рисунки. Вот подлинный модерн! Это параллельная, но вымирающая культура. А серьезных исследований никогда не велось! Да, мы поступили с материальной культурой детства, как фашисты с записями Януша Корчака в варшавском гетто 1942 года. Те "цензоры" отправили все это даже не в ад библиотек, а прямо в адское пламя забытья.

    Так взрослым спокойнее забывать себя. Забивать себя. Забивая детям головы двусмысленными предложениями, а рты второстепенными членами - мы не даем им высказаться о Мире. Как же будут жить и править будущим миром взрослые, изнасилованные в детстве? Физически и психически пострадавшие? Как править, как подчиняться? Кем станут, и как будут жить потомки этих развращенных детей во втором, третьем… десятом поколениях?

  Институт всемирного наблюдения бьет тревогу, ведь уменьшается биологическое разнообразие нашей планеты. Исчезают многие виды растений и животных, жуков, которые даже не описаны! Как будто бы дети  описаны? А ведь "в подсознании детей преобладают универсальные архетипические символы". (К. Юнг)

     Таким образом, из нашего общепланетарного достояния утерян (а скорее - искусственно исключен!), может быть, самый важный фрагмент ПРОШЛОГО. Царит всеобщая амнезия и продолжается преступное разбазаривание нравственного потенциала, которым обладали те 80 миллиардов, ВСЕ из которых БЫЛИ ДЕТЬМИ. Но утратили память об этом.

  "Обретение памяти о детстве и воспроизведение архетипических способов психического поведения может расширить горизонты сознания - при условии, что вам удастся усвоить утерянное содержимое первобытной психики и включить его в работу сознающего разума". (К. Юнг)

  Думается, что это самое большое наше преступление по отношению ко всем живущим и жившим. Нравственный капитал детских озарений, догадок, мыслей - возможность ДРУГОГО ПУТИ - утерян. Утерян целый пласт человеческой культуры.
  "Половина человечества как бы не существует. Жизнь ее - шутка, стремления - наивны, чувства - мимолетны, взгляды - смешны". (Я. Корчак)

   Тоталитарный принцип ОТМЕНЫ РЕАЛЬНОСТИ распространился на весь мир, стал общепланетарной бедой.

   Да, мы близко подошли к глубокому осознанию экологических проблем как на уровне правительств, так и на индивидуальных, бытовых уровнях. Но в понятие "окружающая среда" все еще не включаем ребенка, хотя в растущих мегаполисах уличные дети давно уже - часть городского пейзажа.

   Да, мы уже привычно говорим о полезности использования городских сточных вод и фекалий, мусора. Мы задумались о продуктивности лесов, пастбищ и почв, но о продуктивности нравственного потенциала детей еще не говорим. А ведь благая весть явно исходит от их сказок, фотографий, рукоделья и содержащихся в них идей.

  Стало быть, признавая важность эколого-экономических проблем, говоря и ратуя о защите и восстановлении природных систем, закономерно, что нам следует таковой именовать и НОРМАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТСКОЙ ПСИХИКИ (не вдаваясь в теоретическую дискуссию о термине "нормальный"). Странно, что, говоря об эрозии почв, мы не говорим об эрозии души. Странно, что унесенный ветром плодородный спой учтен в тоннах, а продуктивность детской души не измерена. А ведь их души удивительно продуктивны и в собственно экономическом смысле.
"Всеобщая недооценка человеческой души такова, что ни великие религии, ни философские учения, ни научные рационалисты не удосужились, как следует с ней разобраться". (К. Юнг)

   Думается, что, признавая необходимость переориентации приоритетов развития, мы, мировое сообщество, должны сделать еще один, может быть самый трудный для нашей гордыми шаг. Следует публично признать, что мир разделен вовсе не на богатый Север и нищий Юг, не на Запад и Восток, а прежде всего на широко эксплуатируемых (в разных формах) детей и т. н. взрослых.

   То немногое, что сделано в последние годы мировым сообществом, лишь приоткрыло завесу над тем, что еще предстоит сделать. А сам факт 30-тилетнего обсуждения Конвенции о правах ребенка (1959-1989гг.) говорит об ИСТИННОМ отношении к детскому населению планеты. Красноречиво, что принятию Конвенции предшествовало демонстративное плавание корабля с детьми, который прошел из Африки в Америку маршрутом работорговли.
   Сколько людей, столько и мнений о прошлом и будущем. О будущем говорят по-разному, но говорят все. Большинство согласится с тем, что самое непосредственное отношение к будущему имеют ДЕТИ, ведь только они станут обитателями будущего. Дети станут нашими посланцами в нем. Сегодняшние угрозы детям - это угрозы нашему будущему.  И это будущее нужно спасать.

   Чтобы спасти будущее - нам нужно вернуться в прошлое. Чтобы спасти будущее - нужно вернуться в настоящее. Обрести его и себя в нем, не убегая от шизофренической реальности СЕГО ДНЯ в мифологизированное ЗАВТРА или ВЧЕРА.

   Будущее - незнаемое, стихийное (ибо без плана!), рождающее надежды и страхи. Прошлое - непредсказуемое, вечно изменяемое в угоду потребностям и правителям, вызывающее ностальгию или болезненные воспоминания. Настоящее - лихорадочное, утекающее сквозь пальцы, вечно мгновенное. Вот все, что у нас есть. Из настоящих, толковых вещей. Только настоящее.

  Это настоящее не только определяет будущее, которое созидается сегодня, но и дает возможность извращать или реконструировать прошлое. Мы властвуем над будущим временем, совершая или не совершая в настоящем определенные действия. И хотя наше настоящее постоянно соскальзывает в прошлое, как и утекает в фундамент будущего, мы обречены жить в этом, казалось бы, несуществующем настоящем, обречены обрести его в полной мере

   В конце концов, сделать настоящее ВЗАПРАВДУ НАСТОЯЩИМ - можем только мы. И только в СЕЙ ЧАС.

 
Вильфрид Фалькенталь,
род. в 1942 г. 
"Вероникина команда".
1981-1982 гг. Масло. 87х110 см.

Куда уходит детство

Дворы и задворки

Братьям по разуму

Аптека под ногами

ДМБ

Фотоальбомы

Музей

Игрушки

Форум

Детская комната

Об Авторе